Партнеры: краска для волос manic panic, популярная обувь New Rock из Америки

 
люстры из испанских и итальянских комплектующих российского производства оптом и в розницу Производство - Люстры, Лампы, Карнизы, Бра, Торшеры, Плафоны

Освещение в интерьере

Доподлинно не известно, кто...
...изобрел электрическое освещение. Некоторые на полном серьезе утверждают, что лампами накаливания пользовались еще древние египтяне. Дескать, тому есть веское доказательство - чертеж, обнаруженный в 1969 г. на барельефе древнеегипетского храма богини Хатор, расположенного близ города Дендера. И изображенные на нем колбообразные сосуды со змеями внутри на самом деле не что иное, как лампы с элементом накаливания такой вот затейливой формы. Они опираются на специальные подставки, которые легко можно трактовать как фарфоровые изоляторы. А субтильная барышня - божество с двумя кинжалами - будто бы символизирует банальный рубильник. Очень может быть.

Плутарх упоминал лампу, которая горела при входе в храм Юпитера-Аммона на протяжении веков. О чрезвычайно ярком источнике света, который находился в городе Гераполисе (Сирия), в голове статуи Геры, писал греческий сатирик Лукиан (120 - ок. 190 гг. н. э.).

Доподлинно известно, что...
...электрическую лампочку придумал не Ильич, а русский ученый Александр Николаевич Лодыгин. Он подал заявку на свое изобретение в 1872 г., а в 1874 г. получил патент. Лампы Лодыгина сначала работали 30-40 минут, последующие модификации служили до 700-1000 часов. В 1873 г. лампы Лодыгина уже благополучно освещали улицы Санкт-Петербурга. Некий лейтенант русского флота А. М. Хотинский, находясь в командировке в Америке, продемонстрировал образцы этих ламп Эдисону. Тот внес некоторые конструктивные изменения (патрон, цоколь с нарезкой и др.), провел испытания и запатентовал их в том же 1879 г. Модифицированный образец проработал два дня (в дальнейшем удалось добиться срока службы в несколько сотен часов). При всем своем болезненном самолюбии, в отношении российского коллеги Эдисон поступил по совести, указав в заявке, что претендует лишь на "совершенствование в проведении электрического света".

В качестве нитей накаливания изначально использовались обыкновенные швейные нитки, покрытые углем. Они могли светиться в течение сорока часов. Но неутомимый Эдисон перебрал самые разнообразные углеродсодержащие вещества - продукты питания, смолы, и вышло, ни много ни мало, порядка шести тысяч разновидностей растительного волокна. Победил, в итоге, бамбук (из которого был сделан футляр японского пальмового веера). Но безусловная пальма первенства у вольфрама, предложенного Лодыгиным.

Электродуговую угольную лампу изобрел в 1875 г. Петр Николаевич Яблочков. Ее образно называли электрической свечой. Устройство не имело стеклянной колбы, а стоящие вертикально стержни, оканчивающиеся светящимся элементом, действительно напоминали свечу. Угли располагались параллельно друг другу и разделялись слоем каолина (изолирующего вещества).

Еще одну довольно популярную в свое время электрическую лампу изобрел в 1897 г. немецкий исследователь Вальтер Нернст. Он использовал в качестве элемента накаливания спрессованную смесь оксидов циркония и кальция, которую назвал "массой Нернста". Электрический ток, проходя через стерженек из этого вещества, нагревал его до белого каления.

И, наконец, каждому школьнику известно, что...
...лампочка состоит из герметического стеклянного баллона, держателей спирали и собственно спирали. Спираль изготовлена из вольфрама, температура плавления которого равна 3410°C. Еще одно важное свойство вольфрама - крайне высокая пластичность. Из 1 кг этого материала получается около 4 км проволоки. Держатель делают из молибдена, не отстающего от вольфрама в тугоплавкости. Что еще симпатично в молибдене, так это чрезвычайно малый коэффициент линейного расширения. При нагревании молибден увеличивается в размере так же, как стекло, благодаря чему оно не трескается и герметичность лампы не нарушается.

Быт иль не быт? Вот в чем вопрос...
Обыватель отнесся к электрификации осторожно. Кто-то опасался за свою жизнь, кто-то озадачивался поиском ершика для чистки лампового стекла.

Схема развески светильников в жилище выглядела так. Парадная люстра в гостиной висела в центре потолка. Высота подвески регулировалась в зависимости от "светоносной" задачи. Танцы и светское общение требовали возвышения люстры; торжественная трапеза - более низкого ее расположения. Для "бесед по интересам" применялись бра, освещавшие всевозможные диваны и диванчики, кресла и стулья. В кабинетах и будуарах настольные светильники настраивали хозяев на деловой или расслабленный лад. Существовали еще курительные, бильярдные и т. д. Каждая из этих комнат имела определенное назначение, сообразно которому подбирались и светильники. Низко подвешенный над ломберным столом чашеобразный абажур тускло светился изнутри, озаряя лишь столешницу, карты и руки игроков (еще раньше для этого использовалась свеча, что смотрелось гораздо поэтичнее).

Светильник в бильярдной располагался (и располагается) над игровым полем стола на высоте 80-90 см. Он представлял собой прикрепленные к горизонтальной штанге зеленые тканевые или стеклянные абажуры (от двух до шести, в зависимости от размеров стола). Небольшие бра освещали кресла для игроков, киевницы и прочие предметы обстановки.

Библиотека должна была настраивать посетившего ее на серьезный и задумчивый лад, не исключающий некоторой вальяжности. Тому были призваны служить строгие, но удобные диваны и кресла. Освещать их надлежало рассеянно, а направленным светом выделять рабочие уголки. Сами же книжные шкафы находились в полусумраке, ибо книга обильного света не любит.

А что изменилось с тех пор?
Если смотреть широко, то изменилось многое. И лампы уже не те, и разновидностей светильников значительно больше, чем в былые времена. Но многие придерживаются консервативного способа освещения жилища. А оно должно быть гибким, подвижным и разнообразным. Идеально, если в нем сочетаются комфортный рассеянный и яркий направленный свет, прямой и отраженный, монохромный и полихромный. Вот несколько советов, которые могут пригодиться тем, кто стремится к небанальному подходу к освещению жилища.

Для небольших комнат уместна отделка стен материалами с хорошими отражающими свойствами. Добавьте к этому максимальное освещение - и вы расширите пространство (по крайней мере, визуально).

Любимое многими расположение светильников вдоль средней линии потолка, наоборот, сузит помещение.

Еще кое-что для скромных габаритов. Расположите на стенах светильники, направленные вверх. Потолок буквально "воспарит" в лучах.

А вот понизить чрезмерно высокое помещение можно с помощью источников, которые осветят стены, оставив потолок в тени.

Для зрительных трансформаций используйте диммер, позволяющий менять яркость источника света и, значит, световой поток, отраженный от пола, стен и потолка.

Узкий коридор оценит ваши старания, если вы расположите светильники вдоль одной из его стен. Помещение станет шире и приветливее.

Того же эффекта можно добиться путем освещения стены в конце коридора.

Длинный коридор можно "обрезать" ярким поперечным светом.

Углубить перспективу коридора поможет ровный ряд однотипных светильников на потолке.

Сухие факты
Интерьерное освещение может быть функциональным и декоративным. Функциональное, в свою очередь, делится на основное (общее) и дополнительное (местное). Основное включает в себя фоновое и целевое. А теперь поясним каждый из этих терминов. Функциональное освещение обеспечивает световой поток, соответствующий общему назначению помещения. Для этого применяются люстры и встроенные потолочные светильники. Всевозможные напольные и экспозиционные светильники, лампы направленного света относятся к разряду дополнительного света. Фоновое освещение позволяет ровно озарить пространство, обезопасить перемещение по нему, уборку и т. д. Здесь уместны потолочные (подвесные или точечные) светильники, настенные и напольные лампы, свет которых отражается от стен и потолка. Целевое освещение - это яркий прямой безбликовый свет, удобный для определенных видов работ (шитья, готовки, чтения и письма, мытья посуды, нанесения макияжа и т. д.). Тому служат всевозможные лампы направленного действия, софиты, затемненные флуоресцентные трубки, закрытые светильники с прорезанными отверстиями для направления светового потока. Декоративное освещение придаст интерьеру законченность и индивидуальность. Подчеркните прямыми лучами самые выигрышные детали обстановки: ниши, массивные напольные вазы, скульптуру и др. Другой вариант световой игры - напольная подсветка стен, делающая интерьер загадочным. Чрезвычайно нарядны (и в последнее время популярны) системы с эффектом "звездного неба". Они состоят из световодов, проектора и светофильтра. Все стеклянные волокна имеют разную толщину и разные насадки. Диск светофильтра медленно вращается, и проецируемые на потолок "звезды" меняют свой цвет. Атмосфера создается волшебная, завораживающая. К декоративному освещению, безусловно, относятся и всевозможные световые картины, настоящие и ложные аквариумы, подсвеченные растения, фонтаны и прочие предметы роскоши.Нельзя не уделить внимания и такому немаловажному типу освещения, как охранное. Оно создает у окружающих впечатление, что хозяева дома, и предотвращает несанкционированное вторжение в жилище.

А теперь рекомендации для тех, кто предпочитает получать все (или многое) "в одном флаконе". Самым любопытным, с их точки зрения, вариантом освещения комнаты стоит признать токопроводящие системы. Их конструкции разнообразны и позволяют обеспечить крепление как к потолку, так и к стенам. Источники, расположенные на шинах, легко меняют направление луча и свое местоположение. Это позволяет сосредоточить максимальное количество света в одной точке или создать общее освещение, расположив источники света в разных местах комнаты. Причем менять положение светильников можно сколько угодно раз. И еще раз о диммере. Едва заметный жест - и парадная комната превращается в место для спокойных бесед.

Заметки на полях. Количество излучаемого света измеряется в люменах (лм). Физический смысл такой единицы измерения, как люмен, для неспециалиста довольно сложен. Упомяну лишь, что в формулу расчета необходимого светового потока входят такие величины, как энергетический поток, кривая чувствительности глаза и некая константа, в знаменателе которой - число, обозначающее максимально возможную светоотдачу источника. Что касается нормы освещенности, то она измеряется в люксах (лк) и определяется путем деления светового потока на площадь помещения (лм/м2). Например, для коридоров норма освещенности - 75 лк, для холлов - 100 лк, для рабочей зоны - от 300 до 500 лк. В случае с рабочей зоной тонкость состоит в том, что освещенность зависит от вида работ. Скажем, часовщику, ювелиру или вышивальщице необходима величина, приближенная к максимальной, а для чтения и письма достаточно исходных 300 лк.

По цвету свет делится на "теплый" и "холодный". Эти свойства определяются цветовой температурой источника света, цветофильтром осветительного прибора, а также цветом и фактурой отражающих поверхностей. Тканевые обои, фактурная окраска делают направленный свет мягким (диффузным).


В дизайне интерьеров используют все виды потоков света в пространстве:
Точечный свет. Световой поток исходит из одной точки - на потолке, стене или полу. Точечный свет бывает направленным и ненаправленным, в зависимости от назначения светильника. Например, при разработке настольных ламп основные усилия дизайнеров сосредоточены на организации регулируемого точечного света.

Рассеянный прямой свет ламп с большой светящейся поверхностью (зависит от абажура).

Отраженный свет. Он - самый природный, самый безвредный. Именно поэтому в большинстве современных светильников ставят системы отражателей. Поток света от лампы сначала отбрасывается от них на потолок и лишь затем рассеивается.


Журнал "Идеи Вашего дома" Номер: №7 (64) июль 2003 / Дизайн от А до Я